Головные боли являются одной из наиболее распространённых причин плохого самочувствия. У детей, которые могут описать свои чувства (5-10 лет и старше), они представляют собой частые причины амбулаторного обследования и находятся среди распространённых жалоб. У ребёнка, который не в состоянии описать ощущения, о головной боли можно судить по изменению в их поведении. Резкий продолжительный крик и раздражительность вызывает подозрения у новорожденных или младенцев о присутствии головной боли. Малыши иногда в таком случае держатся за головку.В различных формах болевое ощущение этого типа затрагивает 40-70% населения. Распространённость головной боли среди школьников достигает отметки в 59%. У 3-летних детей это количество составляет 8%, 5-летних – 19,5%, 10-летних – 37%. Мигрень встречается у 10% детей в возрасте от 5 до 15 лет, а 1% – имеют хронические головные боли напряжения. Дети с мигренью имеют в 2 раза больше случаев отсутствия в школе по сравнению с детьми без этих проблем. По причине головной боли 12% подростков ежемесячно пропускают 1 день школьного обучения. С этой проблемой приходит на обследование 13% мальчиков и 20% девочек старше 10 лет.
Почти половина детей школьного возраста, независимо от пола, страдают от периодических головных болей.
Содержание
- 1 Задачи доктора
- 2 Источники головной боли у детей младших лет
- 3 Синдром головной боли
- 4 Первичные синдромы головной боли (доброкачественные)
- 5 Головная боль напряжения у ребёнка
- 6 Клинические проявления у ребёнка 5-10 лет
- 7 Эпизодическая головная боль напряжения
- 8 Клинические проявления
- 9 Диагностика
- 10 Хроническая головная боль напряжения
- 11 Клинические симптомы
- 12 Диагностирование
Задачи доктора
Головная боль является очень распространённым симптомом при острых и банальных инфекциях. Эти факты, однако, не должна стать причиной недооценки неприятного симптома. Она довольно часто может являться первым симптомом очень серьёзного заболевания центральной нервной системы. По этой причине головные боли являются важной главой детской неврологии.
В случаях головной боли у ребёнка врач имеет две задачи:
- диагностическую;
- терапевтическую.
Диагностическая задача, в свою очередь, преследует две цели:
- определить подходящий метод терапии, чтобы избавить ребёнка от проблем;
- выявить и провести лечение заболеваний, составляющих причины головной боли.
Второй пункт предполагает отправку ребёнка с приступами к детскому неврологу.
Часто основным требованием некоторых родителей, которые приводят детей к врачу, не является амбулаторное лечение или даже облегчение приступов. Они, преимущественно, ищут гарантии того, что проблема не является признаком серьёзной внутричерепной патологии, такой, как новообразования или сосудистые заболевания. Таким образом, цель специалиста заключается в том, чтобы выяснить причины приступов у ребёнка, и исключить наличие серьёзного заболевания.
Как правило, можно с помощью анамнеза и объективного обследования, иногда при содействии вспомогательных методов, отличить обычную болезнь от серьёзного состояния. Диагностика, обычно, основывается на идентификации структур, которые генерируют приступ. Для подтверждения используются методы визуализации.
Источники головной боли у детей младших лет
Болезненное ощущение связанно со структурами головы и шеи. Поэтому уместно упомянуть во введении анатомические или патофизиологические контексты. Рецепторами боли являются нервные окончания, реагирующие на изменения в окружающей среде путём изменения проницаемости своих мембран. Это провоцирует сдвиг ионного равновесия с последующим изменением заряда на мембране, что создаёт активный потенциал, распространяющийся на нервные волокна. Причинные факторы включают сжатие, химическое раздражение, быстрые изменения температуры и другие формы энергии.
Анатомические образования, связанные с болезненными приступами, в частности у детей младших лет, охватывают почти половину тканей головы и шеи. К ним относятся кожа, подкожная клетчатка, мышцы и связки головы и шеи. Кость не чувствительна, но надкостница – да. Наиболее чувствительной структурой в отношении данной проблемы являются кровеносные сосуды. Это – чувствительно иннервированные нейроны, преимущественно, тройничного ганглия. Сама мозговая ткань, в значительной степени, нечувствительна. Исключение составляют экстрацеребральные черепные нервные волокна: тройничный, лицевой, блуждающий и серое вещество таламуса.
Чувствительны также экстракраниальные структуры. Главные артерии головы расположены в области глаз, лба и висков, а их расширение или напряжение вызывает боль. Кости черепа нечувствительны, но воспаление надкостницы, в частности, в полости или вокруг зубов, способствует возникновению болезненных ощущений. Воспалённая надкостница чувствительна при пальпации и другой физической стимуляции.
Кроме того, источником приступа могут быть мышцы, прижатые к краниуму. Объёмные группы представлены мышцами шеи, экстензорами, расположенными в затылочной области, жевательными и лобными мышцами. Механизм, посредством которого в них возникает боль, не совсем понятен. Возможно, он включает в себя длительные сокращения мышц.
Экстраокулярные мышцы являются источником проблемы у пациентов с гетерофорией. Например, при дисбалансе трудно поддерживать долгосрочную концентрацию при близком зрении. Продолжительное напряжение приводит к болезненным ощущениям.
Синдром головной боли
Современная литература предоставляет различные классификации этого синдрома, в которых отмечается высокое возникновение клинически значимых синдромов у детей младших лет.
Тест: Почему у меня часто болит голова? В чем причина?
Присоединяйтесь к нашей группе Telegram и узнавай о новых тестах первым! Перейти в Telegram
Поделиться в Facebook Поделиться во ВконтактеБольшинство отчётов разделяет головную боль на:
- первичную, клиническое проявление которой представлено лишь дискомфортом;
- вторичную, причины которой заключаются в различных внутричерепных заболеваниях.
Другое деление классифицирует боль на:
- идиопатическую;
- симптоматическую.
Симптоматические приступы у ребёнка сопровождаются различными заболеваниями. Некоторые из них относятся к дифференциальной диагностике неврологических заболеваний, другие – к заболеваниям внутренних органов. Такое разделение, однако, является искусственным, т.к. все приступы, обычно, являются симптоматическими при различных патофизиологических процессах. Кроме того, с практической точки зрения, такое деление – неточное, примером может быть мигрень в конкретной сосудистой этиологии.
Тем не менее, это разделение имеет практическое значение. При первичной проблеме у ребёнка основной терапевтический процесс фокусируется на облегчение приступа, в то время, как при вторичной – на лечении основной причины. Наиболее важным фактором обследование детей младших лет (в частности, до 10 лет) с приступами является быстрое и точное определение решения о принятии дальнейших действий.
Первичные синдромы головной боли (доброкачественные)
В амбулаторной практике эти случаи составляют основную долю. Большинство классификаций различает в этой группе головную боль напряжения и мигрень (относится к детям старше 10 лет). Головные боли, которые возникают в состояниях депрессии, классифицируются по-разному. Некоторые специалисты присоединяют их к головным болям напряжения, и предпочитают термин «психогенная головная боль». Другие между головными болями напряжения и депрессии указывают на резкие отличия.
Синдромы первичных «доброкачественных» головных болей у детей носят периодический повторяющийся характер. Тем не менее, после первоначальной экспертизы требуется обычный обширный дифференциальный диагноз.
Головная боль напряжения у ребёнка
У детей отмечается, как боль, вызванная стрессом. За этот тип боли, в основном, отвечают экстракраниальные структуры: мышцы и связующие головы и шеи. Предполагаемый механизм её формирования заключается на напряжении болевых рецепторов при длительном сокращении мышц, зажатых на черепе. При хронической боли механизм её происхождения менее ясен, скорее всего, он многофакторный.
Клинические проявления у ребёнка 5-10 лет
Обычно, проблема возникает во второй половине дня, редко – утром. Как правило, начинается постепенно, имеет двусторонний характер, чаще постоянный, чем резкий. Как правило, приступ умеренно сильный.
Другие проявления головной боли напряжения у ребёнка включают усталость и ухудшение эмоционального состояния. Приступ стихает во время отдыха и релаксации. В большинстве случаев не предполагает сна или изменения окружающей среды. Редко сохраняется после ночного сна. Стихает после обычных обезболивающих.
Эпизодическая головная боль напряжения
Клинические проявления
Встречается у обоих полов во всех возрастных группах; основная категория – дети после 10 лет. Причиной является усталость, истощение и переходный стресс. Боль носит постоянный, колющий, вяжущий характер. Локализует, в основном, на задней стороне головы и шеи. Иногда она диффузная, и описывается, как сдавливающий обруч вокруг головы. Не сопровождается тошнотой, рвотой, светобоязнью или фонофобией. Приступ длится от 30 минут до целого дня. Один эпизод может продолжаться в течение нескольких дней.
Диагностика
Этот тип следует отличать от хронической формы, которая сохраняется в течение нескольких недель, месяцев или лет. Большинство эпизодов диагностируется дома, и пациенты не обращаются за амбулаторной помощью.
Хроническая головная боль напряжения
Этот тип приступов затрагивает все возрастные категории, чаще всего, проявляется у детей в возрасте 5-10 лет. Не всегда очевидно, что ребёнок с этим типом боли подвергается стрессу. Определение стрессовых факторов (развод родителей, неадекватные требования школьной программы и т.д.) не может показать положительные результаты без их исключения.
Клинические симптомы
Пациенты могут быть депрессивными и тревожными. Боль, в основном, тупая и ноющая, иногда интенсивная. Обычно, наступает после пробуждения и продолжается в течение всего дня. Обычная физическая активность не способствует ухудшению состояния. Большинство детей указывают на более длительные периоды повседневных приступов и короткие безболезненные промежутки времени.
Приступы не сопровождаются тошнотой, рвотой, светобоязнью, фонофобией или транзиторными неврологическими расстройствами; происходят с частотой несколько раз в месяц. Неврологические результаты являются нормальными.
Диагностирование
Необходимо отличить этот тип недуга от мигрени и абстинентных симптомов отмены обезболивающих. Однако, оба типа могут быть выражены вместе с головной болью напряжения. ЭЭГ при прерывистом характере проблемы помогает исключить эпилепсию.